Мы готовы купить для вас и обеспечить доставку подержанных машин с абсолютно любых авто-аукционов США или Канады.
Преимущество нашей компании в том, что мы не бросаем наших клиентов на произвол судьбы, а сопровождаем их с начала до конца, на абсолютно всех этапах покупки авто из США.
Toyota Motor Corp: история, как спин-офф производителя автоматических станков стал лидером мирового авторынка
-
Дата публикации:28 июля 2020
-
Поделиться:
В 2020 году имя Toyota Motor Corporation (TMC) известно практически каждому жителю планеты. Только в самых отдаленных африканских селах или дождевых лесах Амазонии никто никогда не слышал о машинах Тойота.
По статистике за 2018 год, по объему продаж Toyota обогнала только немецкая мегакорпорация Volkswagen. И то подозреваем лишь по той причине, что VW удалось выкупить больше брендов и внушительный кусок рынка был оттяпан только за счет масштабирования. В родной же стране у TMC практически нет настолько же сильных конкурентов.
Образована компания в 1937 году Киитиро Тоёда на основе Toyota Industries. Последняя занималась разработкой и созданием автоматических станков. В начале 1930-х Сакити Тоёда оставил Киитиро в наследство Тойота Индастрис и взял с сына обещание, что тот будет следовать своей мечте. Мечтой Тоёда-младшего были автомобили. Именно их производством занялся молодой мужчина.
Нынешним руководителем автоконцерна является Акио Тоёда (правнук Сакити). Действующий президент компании присоединился к совету директоров в 2000 году и с того времени успешно продвигался по карьерной лестнице. Помимо великолепных навыков ведения бизнеса Акио является фанатом автогонок. Японский бизнесмен периодически принимал участие в разнообразных соревнованиях, правда, под псевдонимом. Скорее всего, именно под его влиянием у дочерних брендов TMC активно развивается сектор спорткаров и появляются новые скоростные машины.
Сегодня акционерное общество Тойота Мотор представлено на фондовых биржах в Нью-Йорке, Токио и Лондоне. Это один из главных показателей успеха для любой компании. Потому что мелким предприятиям или неперспективным холдингам прорваться в высший свет финансирования просто нереально.
Еще один удивительный факт о японской фирме – ее корпоративная структура насчитывает свыше 360 тысяч сотрудников. Большая часть работников сосредоточена в штаб-квартирах в Японии и на производствах, остальные представляют интересы автопроизводителя по всему миру. Скажем даже больше, в прошлом году Toyota Motor удалось войти в ТОП-10 по объему годовой выручки.
Также именно с заводов этого концерна каждый год сходит более 10 млн единиц автотранспорта. Невероятного показателя конгломерату впервые удалось добиться 8 лет тому назад и с того момента объемы производства не снижались.
Торговые марки и фирмы, под которыми TMC выпускает транспортные средства:
Плюс ко всему, в активах концерна находятся акции Subaru, Isuzu, Mazda и Suzuki. Другим финансовым достижением стало то, что в состав Toyota Group входит несколько неавтомобильных фирм. Сюда относятся: сталелитейный завод, производитель автомобильных компонентов, международная транспортная компания, бизнес, выдающий кредитные карты и финансирование автомобильную отрасль, а также IT-компания, предоставляющая клиентам комплексные услуги.
В начале января 2020 года производитель бьет все немыслимые рекорды. Если сложить количество проданных машин Тойота и Лексус получится колоссальная цифра в 15 млн штук. Это говорит о беспредельном доверии к автоконцерну и подчеркивает тот факт, что водители не жалеют деньги на японский автопром. Во многих странах модели брендов считаются статусными, престижными, ассоциируются исключительно с надежностью и высокой производительностью.
На мировом рынке доля бренда тоже внушительная. Продукция ТМ активно расходится не только внутри страны, хотя Япония все еще является одним из главных потребителей товаров Тойота. На внутреннем рынке раскупается 46,8% автомобилей японского конгломерата. Далее в списке сбыте идет Северная Америка (США и Канада) с 13,5% от объема продаж, другие азиатские страны 13,4% и Европа с 4,6%. По состоянию на 31 марта 2020 года капитал корпорации составил 635 млрд йен.
Columb Trade продолжает серию статей о ведущих автоконцернах и подробно рассказывает о пути успеха разных компаний. В сегодняшнем материале вы подробнее узнаете о том, какие решения позволили Toyota Motors выбраться в лидеры.
Истоки Toyota Motor Corporation и первые шаги на автомобилестроительном поприще
Официальной датой открытия автоконцерна Тойота считается 28 августа 1937 года. Именно тогда ТМ получила официальный статус и отделилась от материнского предприятия Toyota Industries. Однако задолго до этого Киитиро Тоёда начал первые шаги на пути к разработке первого в своей жизни авто.
Сперва под крылом Тойота Индастрис появился особый департамент. Он занимался конструированием и созданием первого продукта – мотора Type A. Эти двигатели еще называются рядными шестицилиндровыми ДВС. Особенность подобных двигателей заключалась в том, что цилиндры обычно располагались друг напротив друга под углом в 60 или 90 градусов. Порядок работы цилиндров был следующим: 1-5-3-6-2-4. К преимуществам такого решения относилась стабильность, производительность и относительная долговечность. С момента выхода мотора в 1934 году фирма выпускала их вплоть до 1947, пока на смену Type A не пришел еще более современный двигатель.
Еще через 2 года после первого тойотовского ДВС свет увидел первый седан под названием AA. У модели был приятный внешний вид: четко выраженный дизайн колесных арок спереди и сзади, интересные фары и радиаторная решетка, плоское ветровое стекло, ниспадающая крыша и 4 двери. К преимуществам машины относилось то, что ее корпус создали исключительно из металла. В середине 1930-х подобное решение было редкостью. Обычно автоконцерны использовали комбинированные варианты кузова из дерева и листов металла разной толщины.
Прототипом для AA послужил прототип Model A1. Во многом «пробная» машина внешне и внутренне напоминала первый тойотовский седан. Однако в доработанной версии много улучшили и оптимизировали, финальный вариант получится лучше.
За 7 лет концерн выпустил ровно 1 404 машины модели Toyota AA. Сборкой средств передвижения занимались на соответствующим образом оборудованной мануфактуре. Располагались производственные мощности в префектуре Айти, где и сейчас базируется один из офисов TMC. Огромная востребованность транспортного средства объясняется просто – выгодная ценна. Новинка стоила на 400 йен дешевле, чем варианты седанов от General Motors и Ford.
Кроме того, в ассортименте нового концерна были грузовики. Создавалась массивная автотехника по образцам американских грузовичков. Название у тяжелой техники было соответствующее – Model G1. Правда, первые поставки были небольшими. Изначально японцы поставили всего 4 грузовика в северную часть Китая.
Удивительный факт заключается в том, что сырую конструкцию этого транспортного средства придумали еще в 1924 году. Изобретателем автоматического загрузчика является Сакичи Тоёда. Владелец компании создал модель по принципу дзидока*, поэтому машина могла останавливаться при возникновении любого повреждения или проблемы. А много лет спустя некоторые интересные решения конструкции использовались для G1.
Дзидока – это специализированный термин, который походит от японского自働化 (jidoka) и обозначает автоматизация. В машиностроении данным словом обозначают процесс, когда оборудование способно без участия человека находить проблемы и неисправности. И как только неполадка обнаружена, машина оповещает об этом с помощью сигнала или полностью останавливает процесс работы. Тогда производственный персонал сможет быстро идентифицировать сбой и устранить его.
И уже после выпуска описанных выше автомобилей подконтрольный департамент в 1937 году отделился, создав собственные производственные мощности и конструкторский отдел. С тех пор ткацкие станки изготовляли одни работники, а детали для транспортных средств и прочие элементы – другие сотрудники Тойота.
А еще за год до этого (в сентябре 1936) в Toyota объявили о конкурсе на разработку нового лого для бренда. Поскольку тендер был открытым, в создании логотипа приняли участие 27 тысяч человек. В итоге, победил дизайн, где в круг поместили 3 катаканы (японские буквы). По задумке, катаканы должны образовывать слово Toyoda.
Но такой концепции воспротивился один из членов семьи Тоёда – Ризабуро. Предприниматель не имел кровного родства с основателями Toyota Motor, он присоединился к престижному роду после женитьбы на сестре Киитиро Тоёда. Ризабуро предложил сменить написание бренда с Toyoda на Toyota, потому что для написания имени понадобилось всего 8 мазков кистью. А в Японии это число считается очень счастливым и сулило фирме дальнейшее процветание.
К тому же, новая комбинация знаков была проще в написании, да и звучало имя лучше. Тойода звучало и переводилось дословно, как «плодородные рисовые поля». Ризабуро Тоёда не хотел, чтобы новый бренд ассоциировался с земледелием и воспринимался только в ключе старого ремесла. 20-й век тяготел к инновациям и технократии.
Однако не только правильно подобранное название и новые технологии способствовали стремительному росту TMC. Руководству концерна удалось наладить тесные связи с правительством, чтобы лоббировать собственные интересы на автомобильном рынке. Японское правительство поддерживало инициативу со стороны производителя и на государственном уровне запретило ввоз иностранного транспорта. Американским концернам GM и Ford долгое время не разрешалось импортировать собственную продукцию в Японию.
Настолько сильная поддержка позволила максимально увеличить спрос на седаны Тойоты, закрепив за ТМ немалый кусок рынка. У японского автопроизводителя и так была фора в цене, но отсутствие транспорта других марок полностью отсекло любых иностранных конкурентов.
Период Второй мировой войны и послевоенное время
Военное время было непростым периодом для Toyota. На время военных действий производственные мощности перестроили на создание военных грузовиков, вездеходов, машин-амфибий, комплектующие для самолетов и т.д. Легковые машины для гражданских не изготовляли вплоть до 1947 года.
Причем на фабрике собирали военные средства передвижения в ускоренных темпах, что сказалось на качестве и надежности. Почти все модели сходили с конвейера в упрощенном варианте. Доходило до абсурда, что авто получали только одну фару, меньше ненужных и мелких деталей. В этом плане японский автопром серьезно отставал от немецкого. Volkswagen старались находить компромиссное решение между скоростью, надежностью и проходимостью в сложных условиях.
В таком режиме TMC функционирует вплоть до капитуляции страны в июне 1945 года под натиском США и Великобритании. Из-за поражения родного государства руководство Тойота оказалось в крайне невыгодном положении. Во-первых, часть производственных мощностей пострадала от бомбардировок противника. Пусть ущерб был не настолько сильный, но на восстановление нужны были силы, время и деньги. А во-вторых, Toyota Motors запретили выпускать легковые и грузовые автомобили.
Лишь спустя полгода после поражения Японии Тоёда удалось получить разрешение от военных США на изготовление кухонной утвари, а также инструментов. Теперь вместо современных и недорогих машин конвейеры создавали кастрюли. Новое решение позволило фирме продержаться 2 года, пока владелец занимался конструированием нового автомобиля.
Уже в 1947 году свет увидело идеальное транспортное средство для своего времени. Седан получил маломощный двигатель на 27 лошадиных сил, объем всего в 1 литр и крайне компактные габариты. У модели было всего две двери, облегченный кузов и достаточно милый дизайн. Назвали новый продукт от Toyota кратко – SA. К плюсам новинки относилась неприхотливость в обслуживании, резвость (транспорт развивал скорость до 88 км/ч) и крайне низкая стоимость.
Кроме SA в линейке выпускался небольшой легкий грузовичок под названием Toyopet SB. Дальше такая приставка использовалась в серии других недорогих машин и грузовиков – Toyopet Stout, Master, Crown, Corona и т.д. Ходит легенда, что приставка была выбрана исключительно из-за сходства с культовым авто VW Beetle. На самом же деле, TMC провели голосование и на конкурсной основе выбрали лучшее имя для автомобилей.
Правда, после выхода на американский рынок в 1957 году специалистам Тойота пришлось отказаться от приставки Toyopet. Покупатели были негативно настроены к транспорту из-за ассоциаций с игрушками и домашними животными. На рынках других стран подобных сложностей не возникало.
Хотя дела концерна шли относительно неплохо, руководству приходилось периодически обращаться за финансовой помощью к государству. В 1949 году Центральный банк Японии даже внес залог за Тойоту, что позволило производству и дальше успешно функционировать.
Жизнь и развитие Toyota Motors Corporation в период 1950-1960 гг
В апреле 1950 года у фирмы наступили тяжелые времена.
Рабочие бастовали, поэтому пришлось в срочном порядке принимать ряд непопулярных мер. В частности, концерн объявил о том, что 1600 человек добровольно уйдут на пенсию. И это несмотря на прежние обещания, данные сотрудникам. Ранее TMC обещали никого не увольнять, даже несмотря на тяжелые времена и экономический кризис.
После такого поворота событий профсоюзы буквально пришли в бешенство, и забастовка продолжалась на протяжении двух месяцев. Объемы производимых товаров снизились на 70%, компания понесла колоссальные убытки. Киитиро Тоёда пришлось уйти в отставку. Изобретателю было стыдно, что он допустил такие проблемы и не сумел защитить дело всей своей жизни от провала.
Неожиданное известие об отставке главного идейного вдохновителя и создателя автоконцерна повергла всех в шок. Профсоюзы и сотрудники уважали Тоёда-младшего, так что доверились его решению уйти в сторону. С момента отставки и вплоть до момента смерти в марте 1952 года японский конструктор занимался делом. Киитиро проектировал небольшой вертолет, а еще занимался решением вопросов с профсоюзами и забастовками двухлетней давности.
Преемником экс-президента компании стал его младший двоюродный брат – Эйдзи Тоёда. Именно ему приписывают мировой успех корпорации после отставки старшего брата, а также благодарят за внедрение принципов кайдзен* на производстве ТМ.
Кайдзен – японская практика, которая подразумевает непрерывное усовершенствование любых процессов производства, навыков, бизнес-процессов, управления и т.д. философия кайдзен подразумевает, что человек постепенно и с каждым днем совершенствует ту или иную область жизни, бизнеса и других сфер.
Вместе с новым руководителем началась эра производства грузовиков для населения. Новинка от Toyota получила название Land Cruiser и сильно выделялась на фоне других автомобилей. Создавалась модель с оглядкой на джипы, поэтому первое поколение так сильно напоминает культовые машины американского бренда Jeep и других.
Первая линия «гражданских» грузовичков создавалась на основе реального грузовика подъемностью в 1 тонну. В 1952-1953 году это была невиданная роскошь, ведь легковые модели не могли похвастаться ничем подобным. Плюс ко всему у Лэнд Крузер был двигатель с шестью цилиндрами, а не с четырьмя.
Изначально выпустили почти 300 экземпляров внедорожников. Только сперва они разошлись не среди обычных водителей, а использовались преимущественно в сфере сельского хозяйства и в лесничестве. Реже кроссовер использовали для полицейского резерва.
Спустя 2 года мир увидело второе поколение Land Cruiser. К этой версии автомобилисты отнеслись с большим теплом. Тем более, что бренду удалось доказать надежность собственного транспорта и продемонстрировать общественности перспективы японского автомобилестроения. И произошло это с легкой подачи Эйдзи Тоёда. Он вводит на производственных мощностях принцип работы just in time, так что снижает расходы на складские помещения и значительно ускоряет сроки изготовления ТС. Причем без потери качества.
А сразу после неудачного выхода на американский рынок с моделью Toyopet Crown новый разработчик и руководитель концерна не оставляет попыток прорваться в США. Специально для этого инженеры и конструкторы кропотливо работают над моделью, способной покорить прихотливых американцев. Правда, свет новинка увидит почти через 10 лет после первого выхода Toyota на рынок Штатов.
Параллельно с этим в конце 1950-х открывается производство машин в Бразилии, а в Австралии появляется фирма Toyota Motor Sales Australia Co., Ltd.
Следующую декаду Тойота посвятила экономичным и приятным на вид машинам. В начале 1960-х свет увидело авто B-класса под названием Toyota Public. Модель была представлена в 5 вариантах кузова – седан, купе, универсал, пикап и кабриолет. Переднемоторный и заднеприводный автомобиль радовал покупателей компактными габаритами, доступной для японцев и иностранцев ценой, простым обслуживанием.
Год спустя компания-производитель отмечает новое достижение – с заводских конвейеров сошел ровно 1 млн транспортных средств Toyota Motors. Вместе с этим в первой половине десятилетия начинает активное развитие дилерская сеть бренда. Постепенно транспорт компании появляется в других азиатских странах, Африке и т.д.
Во второй половине 1960-х появляется одна из самых успешных и продаваемых разработок компании. Мировой общественности представляют Toyota Corolla – сочетание стиля, мощи, производительности и престижа. Практически сразу после этого TMC подписывает договор с автомобильной фирмой Hino. А еще через 12 месяцев происходит слияние с Daihatsu Motor Company.
Следом Corolla попадает на авторынок США и торговую марку ждет долгожданный финансовый успех. Ведь пик моделей с большим объемом двигателей неуклонно снижается, топливо дорожает, и автомобилисты переходят на другой транспорт. Более практичный и экономичный.
Строительство новых заводов и новый ТОП-автомобиль. Период 1970-1980-х
Сложный послевоенный период, риск банкротства и низкие продажи Toyopet Corona в Америке должны были подавить дух концерна. Однако последующие 20 лет оказались очень удачными для компании.
В начале 1970-х началось строительство новых производственных мощностей. Причем усовершенствование конвейеров и оборудования никогда не прекращалось. Философия кайдзен проникла во все сферы производства, поэтому TMC удалось быстро завоевывать популярность в мире.
Именно в данный момент начинается выпуск новых автомобилей. На свет появляется седан среднего класса Carina, спорткар Celica и компактная машина Sprinter. Все модели можно смело назвать успешными, потому что они долгое время отлично продавались внутри родной страны и за рубежом.
Кроме того, объемы производства компании вырастают до сумасшедших масштабов. Если еще 10 лет назад корпорация отмечала изготовление миллионной единицы за 25+ лет, то к 1972 с конвейера завода сошло уже 10 млн транспортных средств под именем японского автоконцерна Тойота.
Еще через 3 года TMC вообще удается подвинуть на американском рынке Volkswagen. Специалисты из Японии оказались очень прозорливыми. Они не пошли на поводу у моды 60-х, продолжая создавать малолитражные и экономичные авто. Так что после тренда на суперкары спрос на тойотовские среднеразмерные и компактные седаны невероятно возрос.
Однако американское правительство поступило с японскими автоконцернами практически так же, как в 40-х себя повели в Японии. США увеличили налог на импортные машины, что сбавило темпы продаж и прибыль иностранных компаний. В такой ситуации Toyota Motors пришлось в срочном порядке создавать производственный цех на территории Америки. В противном случае налог на ввозимые транспортные средства исключил даже мизерную прибыль концерна.
Вынужденные растраты привели к серьезным финансовым трудностям. Вот почему руководство принимает решение о сильном сокращении трат. К перечисленным неприятностям добавляется еще то, что в законодательстве появился пункт об экологическом соответствии ДВС и выхлопной системы. Японскому концерну пришлось экстренно придумывать, какой будет экологичная выхлопная система и каким мотором теперь придется оснащать автотранспорт.
В дополнение Тойота пересмотрели многие корпоративные пункты, сократили часть нерациональных расходов и оптимизировали процессы работы. Вместе с этим на рынок выпустили переднеприводный Toyota Tercel. Это было экспериментальное решение, ведь раньше модели из Японии поставлялись в продажу только с задним приводом. Субкомпактное транспортное средство продавали в 5 вариантах кузова, чтобы каждый смог подобрать вариант с учетом собственных потребностей.
Помимо Tercel на рынке Соединенных Штатов появляется среднеразмерный седан Тойота Mark II. Удлиненный кузов и приятные черты сделали машину довольно востребованной. Модель выпускалась вплоть до 2004 года, что можно назвать успехом даже для TMC.
В начале 1980-х на мировом рынке появляется еще одна популярная модель авто под названием Camry. Это средство передвижения до сих пор обожают водители на территории стран СНГ, поскольку модель обладает всеми необходимыми качествами. Автомобиль красивый, сравнительно недорогой, резвый и не требует серьезного ремонта долгое время. При среднем бюджете украинские, российские или белорусские водители обычно покупают именно Toyota Camry, потому что вариант считается престижным и надежным одновременно.
Через 3 года после этого японцы подписывают выгодный договор с General Motors. В соглашении обе стороны договорились о том, чтобы создавать авто на совместном производстве на территории США. Увеличение темпов производства привело к тому, что уже в 1986 году TMC продали свое юбилейное 50-миллионное авто.
Новая эра на американском рынке была очень плодотворной. До конца десятилетия в продажу поступает еще несколько тойотовских новинок – Toyota Corolla II, Corsa и 4Runner. Однако наиболее значимым для бренда является выпуск первой люксовой машины под именем Lexus. В 1989-м в продажу поступает один из самых элегантных, престижных и желанных седанов бизнес-класса Lexus LS400 и Lexus ES250.
История компании Toyota Motor Corporation с 1990 года и до нашего времени
Последующее десятилетие было для Тойота не менее продуктивным. Первым делом автопроизводитель подписал соглашение с немецкими брендами Volkswagen и Audi, чтобы использовать дилерские сети друг друга.
Следующим шагом стало создание собственного подразделения, которое будет заниматься дизайном. Департамент Tokyo Design Center изначально разрабатывался как общее пространство, где объединено несколько выставочных залов. Причем в них выставляются не автомобильные экспонаты, а предметы мебели и искусства для обустройства интерьера своего дома. Также предполагалось, что на территории дизайнерского центра смогут встречаться непосредственно создатели мебели, дизайнеры интерьеров и непосредственно покупатели. В TDC представлены только эксклюзивные и дорогие бренды, не представленные в обычных магазинах и крупных торговых сетях.
В середине декады крупная японская корпорация составляет документ, согласно которому продукция Hino и Daihatsu распределяется по принципу паевого участия.
А уже в 1996 году автомобильный концерн отмечает сход с конвейера своего 90-миллионного транспортного средства. В то же время в Москве открывают Toyota Training Center. Но круче этого для Тойота стало только изготовление гибридного авто Prius.
Первое поколение Toyota Prius поступило в продажу в 1997 году. Особенностью модели стало то, что она могла использовать бензин и копила электроэнергию в батарее. После этого автотранспорт мог использовать накопленную энергию для поездок. Инновационное решение помогло не только экономить денежные средства водителей, но и снижало нагрузку на окружающую среду.
Гибридные машины выделяют в атмосферу меньше выхлопных газов, поэтому озоновый слой разрушается медленнее, и воздух остается чище. Новинка получила уникальный мотор Toyota hybrid System. Позже такую систему ставили во внедорожник Toyota RAV4 и автобусы Coaster.
Следующими транспортными средствами от Тойота стали среднеразмерная машина Avensis, субкомпактвэн Raum и внедорожник бренда land Cruiser модели 100. Кстати, в 1999-м японский производитель авто выпустил свою долгожданную 100-миллионную машину.
В новом тысячелетии у TMC было ничуть не меньше достижений, чем прежде. Гибридная версия автомобиля Prius становилась все популярнее на территории США. А за 2000 год в мире было продано 50 тысяч единиц гибридов. На волне этого концерн запускает создание нового поколения суперпопулярного до сих пор внедорожника Тойота RAV4. Кроме того, примерно же в этот период в Штатах продали ровно 5 млн моделей Toyota Camry.
До 2007 года лидером по количеству проданных транспортных средств оставалась компания General Motors. Однако корпорации из Японии удалось сбросить лидера с пьедестала. Toyota удалось распродать 2,34 млн единиц автомобилей. В то время как американский гигант распродал 2,26 млн.
В 2010-х число гибридных машин бренда бьет любые рекорды. В Америке начался истинный бум на Prius, поэтому компания акцентирует все больше внимания на гибридах и электрокарах. Причем стоимость этой категории автотранспорта примерно сравнялась с вариантами на бензиновом ДВС.
Даже больше того, к нынешнему времени японский производитель хочет перевести все до единой модели на гибридную силовую установку. Ситуация с эпидемией коронавируса немного снизила темпы перехода, однако до сих пор бренд не отходит от новой выбранной философии.
Самыми популярными моделями Тойота много лет остается не только Приус, но и Camry, Corolla, а также RAV4. Каждый рестайлинг и обновление тепло воспринимается водителями. Вот почему Toyota Motor Corporation на протяжении многих лет входит в число самых востребованных, дорогих и престижных автомобильных брендов.
Оставь заявку на подбор супер выгодного авто!